arrowГлавная arrow Регионы arrow «Саботажники» из Нерюнгри не дают власти создавать «муляжи» 29.05.2017 г.  
  
Навигация сайта
Главная
------------------------------------
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПОЛИТИКИ экологической и социальной ОТВЕТСТВЕННОСТИ горнодобывающих компаний
----------------------------------------
Регионы
----------------------------------------
Воздействие на окружающую среду
----------------------------------------
Гарантии экологической ответственности
----------------------------------------
Общественное сопровождение проектов
----------------------------------------
Общественная эффективность
----------------------------------------
Фотоальбом
Ссылки
Файлы
----------------------------------------
Вход для авторов
«Саботажники» из Нерюнгри не дают власти создавать «муляжи» Версия для печати Отправить на e-mail
Написал Adm om   
03.08.2011 г.
«Основная миссия правозащитников — смотреть за тем, что государство делает». Д. Медведев.

… Ох, и долго (несмотря на Интернет и сотовую связь!) идет информация от Москвы до нашей далекой Якутии!.. Слова президента России, данные эпиграфом к этой публикации, Дмитрий Медведев сказал еще в феврале, когда принимал решение о создании Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека. Недавно этот Совет предложил президенту принять федеральный закон о гражданском контроле. В частности, как заявил его руководитель Михаил Федотов, для того, «чтобы предотвратить случаи, когда под видом гражданского контроля будут создаваться "муляжи" и у местных властей будет впечатление, что они создали свое "карманное", удобное гражданское общество".

Как в воду глядел Федотов!.. Но, видно, ни его слова, ни слова самого президента до нашей северной Якутии пока не дошли. В данном случае слово «правозащитник», может быть, звучит громковато. Но по сути… В 2009 году в г. Нерюнгри была создана инициативная группа граждан, которая интересуется вопросами экологии и, по мере возможности, старается принимать участие в общественных слушаниях по оценке воздействия южно-якутских мегапроектов на окружающую среду.

Собственно, на то они и общественные слушания, чтобы там присутствовалаобщественность! И до 28 июля 2011 года все было нормально. А 28 июля в Нерюнгри должны были проходить общественные слушания в связи со строительством объектов «Две Вл 220 кВ Призейская - Эльгауголь с ПС 220 кВ Эльгауголь, ПС 220 кВ А, ПС 220 кВ Б». Изучив документы, которые были размещены в общественной приемной, а также сроки проведения слушаний, инициативная группа граждан г. Нерюнгри пришла к выводу, что слушания организованы с нарушением действующего законодательства. В связи с этим было направлено официальное письмо и.о. главы администрации района Г.И.Ленцу и генеральному директору ОАО «Инженерный центр энергетики Урала» А.А.Егорову (руководителю организации-проектировщика, которая отвечает за проведение слушаний).

В письмах содержалось предложение отменить общественные слушания, поскольку нарушены сроки оповещения граждан и не представлен необходимый пакет документов. С подобной телеграммой обратился к организаторам слушаний и депутат Ил Тумэн В.Н.Губарев. В связи с допущенными нарушениями 28 июля можно было провести консультации с общественностью или совещание, но никак не слушания.

Первоначально именно такое решение и было принято. Но, минут через 15-20 после начала сего мероприятия, в зале появился только что приехавший из командировки первый зам. главы администрации Нерюнгринского района Д.К.Дъячковский. И с порога заявил, что будут проходить …именно общественные слушания. При этом представителей инициативной группы он открыто назвал саботажниками, крючкотворами и пообещал, что ими займется прокуратура. Как, мол, какая-то кучка людей взяла на себя смелость называться инициативной группой граждан г. Нерюнгри? Разве она имеет право высказывать мнение от имени всего города?.. В ходе разговора зам. главы даже пообещал вывести представителей общественности из зала… Вот на такой «высокой ноте» и начались общественные слушания.

Вероятно, господин Дъячковский просто не ведает, что, согласно Положению об Оценке воздействия на охрану окружающей среды он обязан организовывать участие местной общественности в слушаниях, а не угрожать ее представителям. По сути, он должен бы им еще спасибо сказать: не соорганизуйся они самостоятельно, на так называемых общественных слушаниях общественностью бы и не пахло!.. Вероятно, он забыл, что это общественныеслушания, а не административное совещание, где можно кого-то ставить на место. Вероятно, он не до конца подумал, припугнув проверкой через прокуратуру… В инициативной группе граждан г.Нерюнгри пугливых нет: некоторые еще войну пережили!.. Да и чего бояться законопослушным гражданам, реализующим свои гражданские права через предусмотренные законом процедуры? Они ни на кого не нападают с топором из-за угла и никого не оскорбляют.

Но дело совсем не в том, что кого-то там обидели. Бог с ним, это можно пережить, не в первый раз. Один из бывших замов главы района, помнится, стращал автора этих строк нарядом милиции (правда, по другому поводу). Дело-то в принципе: общественные слушания - они для чего проводятся? Наверное, для того, чтобы разработчики проектов прислушались к мнению местного населения. Наверное, для того, чтобы общественность могла проконтролировать законность проведения процедуры оценки воздействия строящегося объекта на окружающую среду. Для этой цели написан целый пакет документов, регламентирующий порядок проведения общественных слушаний. И этот порядок никто не имеет права нарушать (в том числе и в части соблюдения сроков информирования населения).

В случае же со строительством ЛЭП к Эльгинскому месторождению ситуация вообще особая: 103 км линий (из 106) проходят по особо охраняемой территории местного значения – ресурсному резервату «Восток». Значит, материалы Оценки воздействия на окружающую среду должны пройти государственную экологическую экспертизу. А там первым делом изучают протоколы общественных слушаний. Поэтому и заказчик, и проектировщик заинтересованы в том, чтобы эти протоколы были «чистыми», без претензий. Если же в протоколе имеется предмет разногласий, то результаты экспертизы предсказать трудно...

Поскольку общественные слушания в Нерюнгри были все-таки проведены, представители местной общественности внесли в этот протокол предмет разногласий. Его, кроме представителя инициативной группы граждан г. Нерюнгри, подписали также председатель Союза родовых общин «Орон» Нерюнгринского района А.Лебедев и первый секретарь Нерюнгринского горкома КПРФ В.Соболь.

Основная мысль предмета разногласий: проведенные слушания нелигитимны. Общественности для обсуждения не представлен проект Техзадания (имеется только Декларация о намерениях); нарушены сроки проведения слушаний: о месте и дате их проведения было объявлено не за 30 дней, как положено, а за 13; сессия Нерюнгринского районного совета не рассматривала вопрос о возможности прохождения ЛЭП через ресурсный резерват. Т.е. мы обсуждали проект, которому самое первоначальное «добро» – а его может дать только сессия – еще не было дано. А вдруг депутаты не дадут согласия? Что тогда будут делать проектировщики, которые уже «нарисовали» проект?

Этот вопрос, кстати, самый принципиальный в предмете разногласий. Нарушение режима резервата грозит уголовной ответственностью. Согласно Положению о резервате «Восток» на его территории запрещены рубки деревьев. А на слушаниях обсуждалось …куда и как вывозить срубленный лес! Получается, обсуждалось уголовное преступление?..

Вокруг решения об изменении границ резервата на слушаниях возникли явные непонятки. Как заявил зам. главы района Д.К. Дъячковский, по новому республиканскому Закону об особо охраняемых территориях решение об изменении границ резервата (или о разрешении на его территории хозяйственной деятельности) должно приниматься на уровне республики. Крутили мы этот закон, вертели (даже селедку пытались в него заворачивать), но так и не нашли такой нормы! Точно также вертели и федеральный закон об ООПТ – там тоже этого нет!

Везде черным по белому написано, что местные особо охраняемые территории находятся в ведении органов местного самоуправления, которые и принимают соответствующие решения. К ведению республики относятся утверждение порядка образования особо охраняемых природных территорий республиканского и местного значения, а также утверждение порядка изменения их границ.

Решение же об изменении режима ресурсного резервата или непосредственно об изменении его границ могут принять только местные представительные органы власти. Такого решения на слушаниях предъявлено не было. Участников слушаний ознакомили только с предварительным согласованием маршрута ЛЭП, выданным Нерюнгринской инспекцией охраны природы. Но имеет ли Нерюнгринская инспекция на это полномочия?.. Спросить об этом было некого, потому что на слушаниях не было ни представителей инспекции, ни Министерства охраны природы Якутии. А ведь именно Нерюнгринская инспекция охраны природы, согласно Положению о ресурсном резервате «Восток», должна контролировать соблюдение установленного на территории резервата режима! Получается, что для обыкновенных граждан этот вопрос важнее, чем для профессиональных «охранников» якутской природы?..

Представители общественности, присутствовавшие на слушаниях, собираются обжаловать факт их проведения в прокуратуру. Это же намерен сделать и депутат Ил Тумэн Виктор Губарев. Как разрешится конфликт, пока неизвестно. Но хотелось бы сказать вот что. В этом году вышел федеральный закон, согласно которому деятельность регионов будет оцениваться, в том числе и по наличию в них и соответственному использованию особо охраняемых природных территорий. У нас в республике кто-нибудь об этом знает?.. Ведь мы уже сталкивались с тем, что общественные слушания в связи со строительством газопровода «Якутия – Владивосток» также пытались провести без предварительного изменения границ такого памятника природы, как Тимптонский каскад (Тимптонские источники подземных вод). Тогда слушания были отложены, в том числе и по этой причине. Зачем же в очередной раз наступать на те же грабли?

Конечно, администрации Нерюнгринского района в этой ситуации проще попытаться заткнуть рот общественникам. Ведь на очереди еще не одни слушания по южно-якутским мегапроектам… Кому нужна лишняя головная боль? Вероятно, потому зам. главы администрации Нерюнгринского района Д.К.Дъячковский с большим энтузиазмом воспринял слова представителя проектировщика, инженера дирекции «Энергосетьпроект» «Инженерного центра энергетики Урала» Э.Кондратьева о том, что во многих районах страны вообще обходятся без общественных слушаний: «добро» дает местная администрация… Но, поддержав Кондратьева, г-н Дъячковский произнес очень верную фразу: о том, что администрации района придется работать с общественниками до гробовой доски. Абсолютно точное замечание. Поэтому совершенно ни к чему грозить представителям общественности прокурорами и выносом тел из зала. Надо взаимодействовать.

Неужели самой нерюнгринской администрации интересно, чтобы общественные слушания проходили с нарушениями? На мой взгляд, гораздо приятнее осознавать, что тебя считают не каким-то якутским «самоедом», который все проглотит, а компетентным специалистом. Кстати, какие бы копья ни ломались на общественных слушаниях в связи со строительством Канкунской ГЭС, но претензий по организации самих слушаний не было никогда. Потому что слушания там готовят специалисты, которые знают, что это такое. А другим, получается, можно все?.. На слушаниях не раз звучала фраза: мол, это государственные проекты, негоже их тормозить… Тех, кто так считает, прошу еще раз внимательно прочесть слова президента России, вынесенные в эпиграф этой публикации.

Наталья КУЗЬМИНА,

г. Нерюнгри.

http://allnews.ya1.ru/news.php?id=311082
 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

След. >
Случайное фото
12_20070107_1137335992.jpg

Rambler's Top100

Кто на сайте
Сейчас на сайте:
Гостей - 1
Экспорт новостей
Наверх

Сайт поддерживается группой российских и международных неправительственных организаций Карта - 1 и 2