arrowГлавная 29.05.2017 г.  
  
Навигация сайта
Главная
------------------------------------
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПОЛИТИКИ экологической и социальной ОТВЕТСТВЕННОСТИ горнодобывающих компаний
----------------------------------------
Регионы
----------------------------------------
Воздействие на окружающую среду
----------------------------------------
Гарантии экологической ответственности
----------------------------------------
Общественное сопровождение проектов
----------------------------------------
Общественная эффективность
----------------------------------------
Фотоальбом
Ссылки
Файлы
----------------------------------------
Вход для авторов
Роль общественных организаций в процедуре экологической оценки проектов разработки месторождений пол Версия для печати Отправить на e-mail
Написал Администратор сайта   
15.01.2007 г.

Доклад МГОО "Магаданский центр окружающей среды" на совещании у губернатора Магадаснкой области.

 

Хозяйствование в соответствии с принципом устойчивого развития - это стремление к достижению равновесия между удовлетворением потребностей нынешнего поколения людей в жизни в благоприятной окружающей среде и экономическом и социальном благополучии,  без нанесения ущерба таким же потребностям будущих поколений.

Производство, основанное на использовании природных ресурсов  должно  служить благу всего общества и не наносить ущерба окружающей среде и людям, проживающим в районе воздействия такого производства.

Общество имеет право получать полную, своевременную и  достоверную информацию обо всех преимуществах и угрозах,  связанных  с намечаемой или реализуемой промышленной деятельностью, и на основе этой информации участвовать в оценке проектов, осознавая все последствия и разделяя ответственность за принятое решение.

Существование гражданских прав и их реализация - это не одно и то же. Основная роль общественных объединений заключается именно в том, чтобы с одной стороны, защищать экологические права и интересы граждан, а, с другой стороны, саму общественность привлекать к участию в обсуждении, анализе и принятии экологически значимых решений и к контролю над реализацией этих решений, то есть приводить в движение правовой механизм.

В отношении горнодобывающих предприятий, действующих в нашем регионе, мы придерживаемся следующей позиции: развитие промышленных производств является благом для региона при условии, что проекты, реализуемые за счет эксплуатации природных ресурсов, являются общественно – полезными и осуществляются с учетом принципов устойчивого природопользования.  Процедура общественных обсуждений на раннем этапе подготовки проекта к осуществлению предназначена именно для того, чтобы определить степень общественной полезности намечаемой деятельности.

Закон об экологической экспертизе, требующий учета общественного мнения при проведении оценки воздействия проектов на окружающую среду, принят 10 лет назад, а в 2000-м году приказом Госкомэкологии утверждено «Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду в РФ», закрепившее механизм учета общественного мнения в процедуре ОВОС.

Однако, и сегодня  практика публичного обсуждения намечаемых хозяйственных решений и действующих проектов мало распространена в Магаданской области, что характерно для большинства сырьевых регионов, за исключением, пожалуй, только Кемеровской области, где активно и успешно применяются и такие новые пока для России инструменты экологического менеджмента как добровольное экологическое страхование,  экологический аудит, открытая социальная и экологическая отчетность кампаний.

В Магаданской области проводить общественные слушания в соответствии с требованиями закона первыми стали компании с участием иностранного капитала. Проекты освоения месторождений «Кубака», «Дукат», «Джульетта» на этапе проектирования освещались в прессе и обсуждались с местными жителями. Омолонская ЗРК, Омсукчанская ГГК, а с этого года и МНПО «Полиметалл» проводят информационные встречи с общественностью по итогам своей деятельности.  Такая информационная политика отвечает требованиям международных финансовых организаций, инвестирующих деятельность этих компаний. Добывающие компании без участия иностранного капитала, как правило, не выполняют законных требований  по учету общественных интересов.

Исключением является ООО «Серебряная компания», начавшая в этом году освоение месторождения «Тидит» и проводившая обсуждения проекта в Омсукчанском районе. Участие общественных объединений в оценке воздействия планируемой хозяйственной деятельности на окружающую среду на предъинвестиционном и предпроектном этапах отвечает требованием закона «Об охране окружающей среды».

 

В то же время, законы «Об экологической экспертизе» (Гл. 7,ст.30), и «Закон об охране окружающей среды» (Гл. 7, ст. 36)  запрещают финансирование и кредитование проектов, не получивших положительного заключения экологической экспертизы.

«Закона об экологической экспертизе» (Ст.14.), в свою очередь, гласит, что  экспертиза проводится при обязательном условии наличия в составе представляемых документов, в числе прочих, и материалов обсуждений  объекта  экспертизы с гражданами и общественными  организациями, Обсуждения организуются органами местного самоуправления.

То есть, если положительное заключение экологической экспертизы дано для проекта, не содержащего материалов обсуждения намечаемой деятельности с общественностью, то такое заключение может быть оспорено, и действие его прекращено, а строительство предприятия остановлено на основании решения суда.

С другой стороны, привлечение общественности к участию в экологической оценке не только обязательное требование природоохранного законодательства и возможность для местных жителей заявить о своих интересах или обеспокоенности, но и способ улучшить проектные решения и повысить степень доверия граждан к органам власти и руководству компании.

 

Участие общественности в оценке проекта выгодно государственным органам и органам местного самоуправления потому что:

- Общественное участие представляет широкий диапазон мнений и предложений о возможных путях решения экологических и социальных проблем, связанных с проектом;

- Делает более убедительной позицию государственных и муниципальных органов, предъявляющих компании социальные и другие требования;

- Общественное участие позволяет добиться более открытого и прозрачного характера государственного управления, в результате повышается доверие к органам власти в глазах самой общественности. Она начинает относиться к принятым решениям с большим пониманием и ответственностью;

- Общественное участие предотвращает конфликты с местным населением, которые могут привести к крайне нежелательным последствиям и непредусмотренным затратам в период реализации проекта.

 

Участие общественности в оценке проекта выгодно и горнодобывающим компаниям, потому что позволяет им:

- Лучше понять местные условия и определить возможные недостатки проекта;

- Получить информацию о таком влиянии проекта на окружающую среду, которое часто невозможно предусмотреть только на основе заключений экспертов;

- Улучшить свои отношения с государственными органами и органами местного самоуправления;

- Снизить вероятность конфликтов или нежелательных действий со стороны государства или общественности,  которые начинают лучше понимать смысл и значимость проекта;

- Установить доверительные отношения с местными руководителями и населением, с неправительственными организациями и средствами массовой информации.

 

Важно учитывать, что если процесс общественного участия проведен на начальной стадии разработки проекта, и все возникающие проблемы и взаимное непонимание сняты, уменьшается возможность задержек при реализации проекта или дополнительных затрат на его доработку. Кроме того, улучшается возможность привлечения финансирования, если инвесторам сообщают о том, что мнения местной общественности учтены. Это особенно важно, если инвесторами выступают международные финансовые организации, уделяющие приоритетное внимание тому, как общественные организации относятся к проекту. Однако постепенно и многие российские банки начинают задумываться над своим имиджем и стараются предусмотреть риски, связанные с финансированием проектов проблемных с социальной и экологической точки зрения.

 

Несмотря на все вышесказанное, требование информационной открытости и участия общественности в обсуждении планируемых проектов, чаще всего игнорируется руководителями горнодобывающих предприятий, что обусловлено рядом следующих объективных и субъективных причин:

 

1.    На всех уровнях власти декларируется приоритет экономических интересов над экологическими требованиями, направленными на сохранение водоемов, рекультивацию земель и сбережение объектов животного мира. При такой позиции властей, руководители предприятий закономерно ставят  вопросы охраны природы на последнее место.

Магаданская область до настоящего времени не имеет документа, определяющего региональную политику в отношении природопользования и охраны окружающей среды. А такой документ необходим, для четкого понимания приоритетов в этой области и определения «правил игры» для потенциальных инвесторов.

 

2.    Руководители предприятий, стремясь сократить временные и финансовые затраты на этапе проектирования и прединвестиционной стадии, начинают строительство объектов предприятия до получения положительного заключения экологической экспертизы, что является прямым нарушением закона. В таких условиях проведение обсуждения формально «намечаемого», но в действительности уже реализуемого проекта, не только нецелесообразно, но просто бессмысленно, поскольку, корректировка уже реализуемого проекта невозможна.

Такие неправомерные действия должны быть остановлены контролирующими и правоохранительными органами до выполнения законного требования – получения заключения экологической экспертизы. Для установления соответствия  уже выполненных работ проектным решениям может быть проведен внешний аудит, а выводы аудита - опубликованы.

В настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе находится проект федерального закона «Об экологическом аудите», который предусматривает обязательное проведение аудита для предприятий, которые не имеют положительного заключения экологической экспертизы. Причем это касается как тех объектов, что были построены до принятия закона «Об экологической экспертизы» в 1995 году, так и тех, которые по каким-либо причинам уклонились от экспертирования проектной документации после вступления закона в силу.

3. Нередко руководители горнодобывающих предприятий, заявляют, что не знают о закрепленной законом обязанности предоставлять общественности информацию о влиянии производства на окружающую среду и здоровье людей, или стараются избегать «экологических» вопросов при общении с журналистами и местным населением, что является следствием правовой неграмотности или недальновидности.  Даже информация о негативном воздействии на окружающую среду, и мерах принимаемых к снижению негативного влияния и готовность руководителей предприятия обсуждать эту проблему с населением,  служит скорее положительному имиджу компании, чем ситуация, когда информация, например, о разливе токсичных веществ, известная местному населению, никак не комментируется специалистами.

 

4. Проблемой так же является сложившаяся традиция «двойногой подхода» госорганов уполномоченных в экологическом контроле и проведении экспертизы, к российским предприятиям и предприятиям с участием иностранного капитала.  Как уже говорилось, к учету общественных интересов компании-недропользователей с участием иностранного капитала, подталкивает не столько требование российских законов, сколько процедуры зарубежных финансирующих организаций, обеспокоенных своей репутацией. При этом, от компаний, не привлекающих иностранные инвестиции, а органы экспертизы далеко не всегда требуют наличия материалов, подтверждающих, что при проектировании учтены интересы местных жителей.  А российские банки, в отличие от западных,  пока еще не рассматривают вероятность нарушения компанией природоохранного законодательства, как значимый  риск для кредитования. Это создает неравные конкурентные условия, в которых проигрывает наиболее законопослушное предприятие.

 

5. В полномочия органов местного самоуправления, в нашем случае районных администраций, входит информирование федеральных органов уполномоченных  в области  экологической  экспертизы, о  намечаемой на территории соответствующего муниципального образования хозяйственной деятельности, а так же организация, общественных обсуждений проектов, опросов, референдумов среди  населения;  а затем принятие  и  реализация,  в  пределах  своих полномочий, решений, основанных на результатах общественных обсуждений, заявлениях общественных экологических организаций, информации, полученной в ходе экологической экспертизы;

Однако, органы местного самоуправления нередко узнают о намечаемой деятельности уже после того, как решение о реализации проекта принято, или условия конкурса разработаны и утверждены. В такой ситуации местные власти не имеют возможности ознакомить население с намечаемым проектом, учитывать и представлять интересы граждан при разработке конкурсных условий и вносить предложения о включении в конкурсные условия положений об экологических и социальных программах.

 

6. Особая категория проблем - это правовая безграмотность населения, и пассивность граждан, полагающих, что от их мнения мало что зависит, и любые решения принимаются вне зависимости от того, как к ним относится население. Особенно, это касается жителей отдаленных районов, находящихся в то же время, под непосредственных влиянием горнодобывающих производств.

Очень важно обеспечение обратной связи добывающих компаний и органов власти с населением, а именно: предоставление открытой информации о том, как учтены предложения, полученные на этапе общественных обсуждений,  как выполняются социальные и экологические обязательства компании, определенные лицензионными соглашениями и договорами, какие меры принимаются для сохранения благоприятной для жизни окружающей среды.

 

Объективная, достоверная и своевременная информация о состоянии окружающей среды, о намечаемых и реализуемых хозяйственных решениях, оказывающих влияние на природу, здоровье людей, социальную сферу и состояние экономики - важнейший инструмент построения прозрачных, взаимно ответственных отношений между бизнесом, обществом и государством.

Примером такого взаимодействия может служить совместная работа представителей органов власти, науки и общественности над Программой информационного обеспечения в 2000 году и над проектом «Условий конкурса на право освоения нефтяных месторождений  Примагаданского шельфа» в 2003.

Формат нашей работы позволяет коротко определить основные, требующие решения проблемы.  В заключение хочу представить вам «Практическое руководство для граждан «Горное дело – забота общая», в котором более подробно рассказывается о  роли общественности в процессе экологической оценки.

Издание содержит разъяснение основных положений российского законодательства, закрепляющего права граждан, выдержки из нормативных документов, образцы запросов  информации и примеры действий по защите экологических прав.

Издано руководство в рамках благотворительной программы  «Содействие гражданам в защите экологических прав», осуществляемой нами в партнерстве с американскими неправительственными организациями при финансовой поддержке Фонда Российско-Американского экономического сотрудничества.

Москвина О.Я.

 


 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

< Пред.
Случайное фото
15_20070107_1702931463.jpg

Rambler's Top100

Кто на сайте
Сейчас на сайте:
Гостей - 1
Экспорт новостей
Наверх

Сайт поддерживается группой российских и международных неправительственных организаций Карта - 1 и 2