arrowГлавная arrow Регионы arrow Горнодобывающая промышленность области и рациональное природопользование 29.05.2017 г.  
  
Навигация сайта
Главная
------------------------------------
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПОЛИТИКИ экологической и социальной ОТВЕТСТВЕННОСТИ горнодобывающих компаний
----------------------------------------
Регионы
----------------------------------------
Воздействие на окружающую среду
----------------------------------------
Гарантии экологической ответственности
----------------------------------------
Общественное сопровождение проектов
----------------------------------------
Общественная эффективность
----------------------------------------
Фотоальбом
Ссылки
Файлы
----------------------------------------
Вход для авторов
Горнодобывающая промышленность области и рациональное природопользование Версия для печати Отправить на e-mail
Написал Администратор сайта   
16.01.2007 г.

Доклад В.А.Бердникова -руководителя Росприроднадзора на совещании "Об экологии и охране окружающей среды в горнодобывающей отрасли Магаданской области"

 "Горнодобывающая промышленность области и рациональное природопользование"

Официальные данные позволяют утверждать, что социально-экологическая ситуация в России продолжает ухудшаться. При этом факторами, способствующими снижению качества окружающей среды, являются:

-         отсутствие экономической основы для реализации эффективной экологической политики ;

-          декларативность,    противоречие,   недоработки   действующего    федерального  и регионального законодательства, регулирующего правоотношения в данной сфере;  

-       непродуманность системы государственного экологического контроля;

неэффективность     механизма    государственной     экологической     экспертизы, нормирования и лицензирования;

-  недостаточная прозрачность процесса формирования и расходования финансовых средств, выделяемых на охрану окружающей среды;

-  фактическая централизация функций государственного экологического контроля при полном отсутствии ответственности государственных органов за состояние окружающей среды ; и.т.д.

В этих условиях одной из эффективных мер может стать организация действенного экономически подкрепленного, поддержанного населением экологического контроля.

Достаточно многообразный перечень природных ресурсов Магаданской области, сопутствующие этому проблемы, а также потребность интенсивного вовлечения природных ресурсов в сферу социально-экономического развития территории предопределяют необходимость реализации государственного контроля как механизма государственного управления в этой сфере деятельности.

Исходя из вышеизложенного, управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Магаданской области определило главные приоритеты в рациональном использовании природных ресурсов и создании при этом режима экологической безопасности окружающей среды.

Вся надзорная деятельность Управления строится в соответствии с перспективным планом работы на год, который утверждается Росприроднадзором России и какие либо коррективы в этот план могут вноситься только с разрешения Росприроднадзора. То есть любой недропользователь может узнать включён он в план проверки предстоящего года или нет. Но здесь совершенно не исключены и внеплановые проверки, которые объясняются нарушениями природоохранного законодательства недропользователями в процессе производственной деятельности. А с такими фактами мы встречаемся довольно таки регулярно. Я это говорю для того, чтобы все поняли, мы не ставим перед собой задачу во чтобы то ни стало найти повод для составления протокола. В основном недропользователи нам этот повод сами преподносят на блюдечке с голубой каёмкой. И примеров этому предостаточно.

В  сфере государственного контроля за геологическим изучением, рациональным природопользованием и охраной недр одним из основных вопросов является выполнение лицензионных обязательств, взятых на себя недропользователем. В настоящее время мы существенным образом меняем подход, к недобросовестным хозяйствующим субъектам, которые ранее годами не осуществляли пользование недрами т.е. не     выполняли     лицензионные     соглашения.     Сегодня     по     всем     таким недропользователям   будут   даны   предложения   в   агентство   по   недропользованию   о досрочном прекращении права пользования лицензиями.

Поскольку государственный контроль и надзор в сфере природопользования является полем деятельности Управления Росприроднадзора по Магаданской области, то именно с этой точки зрения коснусь социальной, информационной и экологической политики горнодобывающих предприятий. Казалось, здесь не должно было бы быть никаких проблем. Абстрагируясь от действительности можно представить, что недропользователи получив положительные заключения экологической экспертизы по представленным проектам, имея на руках все разрешительные документы организуют свою производственную деятельность в строгом соответствии с ними и с лицензионными условиями, а после ликвидационных мероприятий и рекультивационных мероприятий природа остаётся чуть ли не в первозданном виде. И сразу отпадает необходимость в надзорных органах в том виде, в каком они существуют в настоящее время.

Конечно, деятельность человека не может не наносить вреда окружающей среде, и первозданность Колымской природе может обеспечить только наше отсутствие на этой земле. Но мы здесь живём, являемся патриотами нашей территории, а многие и её уроженцами и хотим, чтобы Магаданская область была и экономически развитой и цивилизовано наполненной, а этого можно достигнуть, только за счёт рационального и грамотного с правовой точки зрения природопользования.

Деятельность нашего управления подразделяется на три основных блока, это:

-   экологическая экспертиза и разрешительная деятельность;

-   контроль за рациональным использованием природных ресурсов;

-   контроль за соблюдением природоохранного законодательства в установленной сфере деятельности, лицензионных соглашений, норм (правил).

Проблемы, относящиеся к этим блокам, я попытаюсь рассмотреть через призму социальной, информационной и экологической политики.

С начала 2005 года на экологическую экспертизу поступило 370 материалов, заключений выдано 354, в том числе по рудникам - 13, находятся на доработке и в работе 16 комплектов документации. Кроме того, подготовлено 18 писем о некомплектности материалов по объектам экспертизы и более 30 ответов на различные запросы по организации экспертизы.

Общее количество документов, поступивших на экологическую экспертизу за 9 месяцев 2005 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, снизилось на 197. Снижение документооборота объясняется передачей части функций госэкоэкспертизы в области охраны атмосферного воздуха и обращения с отходами производства и потребления  управлению Ростехнадзора по Магаданской области, а также задержкой решения вопроса предоставления земель лесного фонда во временное пользование под разработку месторождений россыпного золота без перевода в земли промышленности;

Количество представленных материалов по водоохранным мероприятиям и проектам рекультивации несколько увеличилось. Однако материалы представляются недропользователями в разгар промывочного сезона, что значительно влияет на сроки проведения экспертизы.

Вызывают нарекания членов экспертных комиссий качество представляемых материалов: графические материалы часто не соответствуют расчётам, планы горных работ представляются не с полной нагрузкой, не выносятся все проектируемые сооружения, расчёты содержат множественные ошибки, проектируемые горные работы не соответствуют условиям лицензии на право пользования недрами.

Так, например, артель старателей «Поиск» на ручье Скрытом по лиц. № МАГ 03598 БП (без существенного нарушения целостности недр) запроектировала к отработке полигон площадью 16,2 тыс.м2 с объёмом вскрышных работ 56,2 тыс.мЗ и объёмом песков 8,1 тыс.мЗ с промывкой на промприборе ГГМ - 3 что является нарушением лицензионных условий и геологического задания.

В комплектах материалов по землеустроительным делам с переводом лесных земель в нелесные с дальнейшим предоставлением их во временное пользование часто отсутствуют необходимые согласования с другими органами контроля и надзора.

Учитывая сжатые сроки промывочного сезона, положительные заключения госэкоэспертизы выдаются после доработки материалов в рабочем порядке по замечаниям экспертной комиссии (запрашиваются дополнительные материалы, согласования с контролирующими организациями, устраняются замечания экспертов). Для ускорения выдачи заключений ошибки в расчётах, допущенные недропользователями, устраняются штатными работниками экспертизы, что не входит в их обязанности.

По рудным предприятиям рассмотрено 32 объекта экспертизы. Хочется обратить внимание на низкое качество представляемых материалов такими предприятиями, как ЗАО «Серебро Территории». ЗАО «Серебро Магадана», ООО «Нявленга» и других, что влечёт за собой необходимость возврата материалов на доработку и повторную экспертизу.

Проблемы рационального использования и охраны природных ресурсов напрямую связаны как с экономической состоятельностью предприятия, наличием подготовленного персонала, так и с соблюдением установленных норм и правил. Существуют предприятия, использующие старую обогатительную и землеройную технику, эксплуатирующие месторождения без учёта геологических особенностей, без надлежащего геолого-маркшейдерского обеспечения работ, не осуществляющие необходимую доразведку россыпей золота в процессе эксплуатации. Реальное воплощение согласованных технических проектов, а также годовых проектов планов развития у таких предприятий существенно отличается от того, что декларируется на бумаге.

Как я уже говорил, нашей целью являются не репрессии по факту выявленных нарушений, а их профилактика. В настоящее время, в большинстве случаев применения административных наказаний причиной является либо безответственность, либо откровенное игнорирование действующего законодательства.

За 9 месяцев 2005 года по итогам контрольных мероприятий отделом надзора в сфере недропользования возбуждено 6 дел об административных правонарушениях.. Три из них рассмотрено, вынесены постановления о наложении штрафов на должностное лицо-директора ООО «Утинка» в сумме 3 тыс. рублей, на юридических лиц ООО «Илпаел» в сумме 10 тыс. руб. и ООО «Шанс» в сумме 30 тыс. руб. Возбуждены также два дела об административных правонарушениях ООО «Амур» в Ягоднинском районе, но руководство предприятия не идет на контакт с органами геологического контроля.

Материалы о неуплате штрафов по возбужденным в 2004 году делам направлены в службу судебных приставов. В течение 2005 года принудительно взысканы с нарушителей ранее наложенные штрафы в сумме 35 тыс. руб., всего взыскано 38 тыс. руб.

На территории Магаданской области по состоянию на 1.10.2005 г. зарегистрировано 232 водопользователя, имеющих 467 лицензий. За 9 месяцем планом предусматривалось проверить 41 предприятие. Все они проверены. Проведено также 11 внеплановых проверок. Основной объём контрольных мероприятий проведен на объектах добычи полезных ископаемых - 48 предприятий. В результате контрольной деятельности в отчётном периоде выявлено 34 нарушения водного законодательства. Основными нарушениями являются безлицензионное пользование водными объектами. Это нарушение характерно для начала промывочного сезона на разработке россыпных месторождений и для небольших предприятий, не имеющих своих квалифицированных специалистов. Так, ООО «Надежная», получив лицензию на недропользование 3.12.04 г. смогло оформить земельный отвод только 10.06.05 г. и осознано пошла на нарушение.

Было вскрыто 12 случаев не ведения мониторинговых наблюдений за влиянием деятельности предприятий на водные объекты. Так, ООО «Орион», разрабатывая россыпное месторождение золота в долине руч. Головной в Сусуманском районе не отбирало пробы воды по утверждённой сети опробования на взвешенные вещества и нефтепродукты, что предусмотрено лицензионными условиями.

Допускаются превышение нормативов ПДС взвешенных веществ в водные объекты. ООО «Днепр» при разработке россыпного месторождения золота в верховьях долины руч. Кварцевого за счёт неустранимого дренажа сточных вод через водоограждающую дамбу илоотстойника полигона № 29 в течении 7суток загрязняло взвешенными веществами поверхностные воды ручьёв Мизинец и Правая Бурхала.

Некоторые недобросовестные недропользователи допускают оттступление от проекта, получившего положительной заключение экологической экспертизы. ООО «Монолит» в Сусуманском районе на полигоне № 36 в долине р. Берелёх вело промывку песков тремя
промывочными приборами с общим илоотстойником в 10 м. от русла реки. При прохождении по реке дождевого паводка 8-10 июня 2005 г. уровень воды в илиоотстойнике резко повысился на 1 м. и начало подтапливать три насосные установки. Предприятие в качестве мер с повышением уровня в илоотстойнике в течении 4 суток перекачивало двумя насосами воду из илоотстойника в р. Берелёх, что привело к дополнительному загрязнению взвешенными веществами воды в реке. Проект работ,
получивший положительное заключение экологической экспертизы, этого варианта не предусматривал. И подобных примеров можно приводить массу.                                                      

За 9 месяцев 2005 года за нарушение водного законодательства рассмотрено 25 административных дел с привлечением к административной ответственности 16 юридических лиц на сумму 165 тыс. руб. и 9 должностных лиц на сумму 10,5 тыс. руб. Материалы по 11 делам переданы для принудительного взыскания в службу судебных приставов.

Не лучшим образом обстоят дела с соблюдением природоохранного законодательства и в лесном хозяйстве. За 9 месяцев текущего года инспекторами управления выявлено 58 нарушений. Привлечено к административной ответственности 28 нарушителей. Наложено штрафов на общую сумму 232,5 тыс. руб., из них - 220 тыс. руб. на юридические лица и 12, тыс. руб. на должностные лица. Предъявлено 17 исков о возмещении ущерба лесному. фонду на сумму 3522,8 тыс. руб. Передано в органы МВД три дела о лесонарушениях для установления и привлечении виновных лиц к ответственности за незаконную рубку древесины. Ущерб по этим делам составляет 3448, тыс. руб.

Нарушения, связанные с самовольным занятием участков лесного фонда от общего количества нарушений составляют 33 %. В первую очередь это объясняется тем, что некоторые главы районных образований предоставляли земельные участки золотодобывающим предприятиям в аренду как земли промышленности, а лесхозы и агентство лесного хозяйства утверждали, что это земли лесного фонда.. Зачастую в материалах, поступавших в управление на одни и те же земельные участки были документы, подтверждающие, что это земли и промышленности и лесного фонда. Прокурором Ягоднинского района по всем законодательным актам районной администрации, подтверждающим, что данные земельные участки являются землями промышленности, внесён протест. Районная администрация, насколько мне известно, с этим не согласна и решила довести это дело до судебного разбирательства. Чем закончится дело не известно, но для нас важно навести с этими землями порядок. И чем скорее это будет сделано, тем меньше будет проблем у недропользователей. Может быть есть смысл до начала нового промывочного сезона провести инвентаризацию земель и на законодательном уровне определиться, что есть что.

 24 % составляют нарушения, связанные с несоблюдением Правил пожарной безопасности в лесах. Только по этим видам нарушений выдано 5 предписаний, составлено 10 протоколов об административных нарушениях, наложено штрафов на сумму 39 тыс. руб.

Но самое тревожное заключается в том, что исходя из небольшой численности инспекторского состава управления и большой площадью подконтрольной территории, мы вскрываем ничтожный процент совершаемых правонарушений в области природоохранного законодательства. Поэтому я вынужден уже который раз, пусть это и звучит наивно с моей стороны, обратиться к недропользователям, ну не рубите сук на котором сидите, не доводите территорию на которой работаете до личного подворья нерадивого хозяина.

Ещё несколько слов о финансировании природоохранных мероприятий Магаданской области. Уже более двух лет в областном бюджете такой строки расходов нет. И поверьте это не ностальгия по тихо почившему экологическому фонду. Из-за отсутствия источника финансирования у нас возникают определенные трудности в экологическом образовании и воспитании, прекратились некоторые научно-исследовательские работы экологической направленности, возникают трудности в подготовке и издании Красной Книги Магаданской области. Кстати мы практически единственные в Российской Федерации, кто не имеет своей Красной Книги.

Сегодня в областной бюджет перечисляются платежи за загрязнение окружающей среды и размещение отходов, туда же перечисляются все штрафы и претензии. То есть источник финансирования природоохранных мероприятий есть. Сегодня есть и неплохо себя зарекомендовал департамент по природопользованию администрации Магаданской области, которому можно было бы поручить решение данного вопроса, с привлечением других федеральных органов исполнительной власти, имеющих отношение к экологии, охране окружающей среды и рациональному природопользованию.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

< Пред.   След. >
Случайное фото
27_20070107_1988210527.jpg

Rambler's Top100

Кто на сайте
Сейчас на сайте:
Гостей - 1
Экспорт новостей
Наверх

Сайт поддерживается группой российских и международных неправительственных организаций Карта - 1 и 2